Беларусь на уровне ООН намерена жестко поставить вопрос о блокировании для нее доступа к морю

Фото belta.by


Беларусь на уровне ООН намерена жестко поставить вопрос о блокировании для нее доступа к морю. Это следует из ответа пресс-секретаря МИД Анатолия Глаза на вопрос БЕЛТА о планах участия Беларуси в предстоящей в декабре в Ботсване 3-й Конференции ООН для развивающихся стран, не имеющих выхода к морю.

На имя Президента Беларуси уже поступили соответствующие приглашения от Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша.

"Беларусь в полной мере на себе ощущает последствия незаконных действий ряда стран, которые ограничивают предусмотренное Конвенцией ООН право нашей страны на выход к морю и транзит. Мы намерены жестко поставить вопрос о принуждении известных государств к исполнению ими своих международных обязательств в рамках действующих правовых документов", - заявил пресс-секретарь.

Он заявил, что настало время на достойном уровне рельефно обозначить проблемы, с которыми сталкивается Беларусь в реализации своих законных прав.

"Мы, может, ранее не уделяли должного внимания этой теме, но сейчас сложилась уже вопиющая ситуация, - подчеркнул он. - Например, страны Балтии намеренно ограничивают доступ нашего государства к морю, к осуществлению торговых, экономических, гуманитарных контактов с внешним миром. Эти страны с правовой точки зрения откровенно злоупотребляют своим географическим положением".

Анатолий Глаз напомнил, что Литвой, Латвией и Эстонией введен запрет на экспорт белорусских калийных удобрений. Хотя есть и возможности, и порты, где есть терминалы, которыми владеет и белорусская сторона. "Например, Белкалий владеет 30% терминала в порту Клайпеда. В итоге из-за роста цен и ограниченности предложения удобрений на международных рынках страдают третьи страны, и так испытывающие проблемы с поставками продовольствия", - отметил он.

Кроме того, в целом сужается транзит товаров через территории прибалтийских стран и Польши. Они несут колоссальные убытки от отсутствия необходимых товаров. "Например, ежегодные прямые потери литовской экономики от разрыва связей с Беларусью оцениваются в сумму порядка $1 млрд. Среди наиболее значимых последствий: катастрофический удар по транзитной отрасли Литвы, работе Клайпедского порта и Литовских железных дорог, потери которых оцениваются в $100 млн в год. Латвийские порты также в критическом состоянии. Но возможности-то есть, чтобы избежать такой ситуации!" - заметил представитель белорусского МИД.

Он также обратил внимание на аспект контактов между гражданами, которые также пользуются морской инфраструктурой, и не только: "Наши соседи закрывают пункты пропуска, вводя все больше ограничений. Достаточно вспомнить, что с июня 2024 года литовские таможенники конфисковывают у граждан Беларуси, Литвы и третьих стран, включая детей, продукты питания, лекарства и другие товары для личного пользования при въезде в Литву или транзите через литовскую территорию. К провозу разрешены только 0,5 литра питьевой воды и только в открытой упаковке!"

"Издевательства над гражданами на границе продолжаются и по сей день. По инициативе этих стран закрыты почти все пограничные переходы на границе с Беларусью, что вынуждает людей простаивать в длиннейших очередях. Грузоперевозки практически остановлены. Сотни большегрузов, в том числе доставляющих гуманитарный груз, не могут доставить его в срок. Сокращаются рейсовые маршруты для перевозки людей", - подчеркнул официальный представитель белорусского МИД.

Например, на конец 2023 года с Литвой было 45 маршрутов, перевезено около 450 тыс. человек, на август 2024 года осталось 40 маршрутов, из которых до конца года Литва планирует оставить лишь 29. То есть к концу 2024 года сократится количество маршрутов на 35%, пострадает около 150 тыс. человек.

"Все эти политические козни противоречат Уставу ООН, прямо нарушают положения Конвенции ООН по морскому праву, Международного пакта о гражданских и политических правах, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и других правозащитных документов. Наши соседи экстерриториально нарушают права белорусских граждан, в том числе ограничивая их право на передвижение, - заявил Анатолий Глаз. - За их действиями стоят политические цели, экономический диктат, выторговывание себе от нас неких преференций, что недопустимо".

Он добавил, что на предстоящей конференции ООН необходимо всем вместе дать оценку и посмотреть, какие инструменты можно задействовать в этом контексте. "Да и многие участники этого предстоящего серьезного мероприятия смогут на конкретных примерах увидеть, какой беспредел творит руководство указанных мною стран. Стоит два раза подумать, нужно ли в принципе иметь дело с такими недобропорядочными и конъюнктурными партнерами. Конечно, мы также используем возможность участия в этой конференции для обмена опытом и проведения ряда двусторонних встреч, прежде всего с представителями стран Глобального Юга", - резюмировал пресс-секретарь.

Первая международная конференция ООН по странам, не имеющим выхода к морю, состоялась в Алматы в августе 2003 года. Вторая прошла в Вене в ноябре 2014 года. Была разработана и принята всеобъемлющая программа действий для развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, на период 2014-2024 годов. Третью международную конференцию планируется провести в Габороне (Ботсвана) 10-13 декабря 2024 года. Цель предстоящей конференции - проведение оценки осуществления Венской программы действий, а также разработка и принятие нового стратегического документа для соответствующей категории стран.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года устанавливает определенные права для государств, не имеющих выхода к морю, то есть государств, которые не имеют морского побережья. Такие страны имеют право на доступ к морю и от него в целях осуществления прав, предусмотренных в Конвенции, в том числе прав, относящихся к свободе открытого моря и общему наследию человечества. С этой целью они пользуются свободой транзита через территории государств транзита всеми транспортными средствами. При этом транзитное движение не подлежит обложению никакими таможенными пошлинами и налогами или другими сборами, за исключением сборов, взимаемых за конкретные услуги, оказываемые в связи с таким движением.

Государства транзита должны принимать все надлежащие меры с целью избежать задержек или других трудностей технического характера в транзитном движении. А суда, плавающие под флагом государств, не имеющих выхода к морю, пользуются в морских портах тем же режимом, что и режим, который предоставляется другим иностранным судам.

 
Internetsendungen
Jetzt auf Sendung:
22.00 Nachrichten (DE)

Weiter auf Sendung:
22.20 Berufe und Schicksale (DE)


Internetsendeliste
Satellitensendeliste (Einstellungen)
Shortwaveservice
briefe
 


Hallo liebes Radio und ALLES GUTE zum 34.Geburtstag der deutschen Redaktion. So lange kenne ich Radio Belarus noch gar nicht, aber wenn Du liebe Jana und liebe Elena die nächsten 34 Jahre hier weiterhin am Start seit, dann bin ich es als Hörer auch, versprochen!! :-) ) LG Dietmar

Antwort:

Lieber Dietmar,

vielen Dank für Deine Glückwünsche!!
Ich bin auch nicht vom Anfang an hier. Wollen wir trotzdem so viel wie möglich zusammen bleiben! ;)
Liebe Grüße und alles Gute
Jana


Frequenzen
 

FM-Sender und –Frequenzen:

Rakitniza - 106.2 MHz
Grodna - 95.7 MHz
Swislatsch - 104.4 MHz
Geraneni - 99.9 MHz
Braslaŭ - 106.6 MHz
Mjadsel’ - 102.0 MHz

Radioprogramme