«Чёрный квадрат? Спросите на улице, что это за картина…» К 100-летию объединения УНОВИС


 

Сто лет назад в Витебске было создано знаменитое художественное объединение УНОВИС

Белорусский Витебск сегодня ассоциируется со всемирно известными художниками-авангардистами Марком Шагалом и Казимиром Малевичем. Первый создал художественное училище, второй – задекларировал новое направление в искусстве. Супрематическое художественное объединение УНОВИС было создано ровно сто лет назад – 14 февраля 1920 года. Что происходило в то время в Витебске, почему «уновисты» стали всемирно известными и как сегодня город хранит эту страницу истории? Об этом – в материале международного радио «Беларусь».

 

Как всё начиналось?

История о том, как в Витебске зародилось всемирно известное художественное объединение и школа, начинается в 1914 году. Уже известный в Европе художник Марк Шагал приехал в родной город. Планировал на пару недель, но война и другие обстоятельства продлили визит на несколько лет.

 

Нужно отметить, что в Витебске на тот момент существовала творческая среда, созданная живописцем и педагогом Юделем Пэном. Шагал решает воспользоваться моментом и пишет в Народный комиссариат просвещения ходатайство о создании художественного училища. Уже в сентябре 1918 года на правах уполномоченного по делам искусств Витебской губернии он прикладывает все усилия, чтобы задуманное реализовать.

 

– «Витебская художественная школа» изначально строилась по принципу Парижской школы, – говорит исследователь русского авангарда, заместитель директора по науке Витебского областного краеведческого музея Валерий Шишанов. – Она включает самых разных художников, разных национальностей, выходцев из многих стран, которые создавали искусство 20 века.


Заместитель директора по науке Витебского областного краеведческого музея Валерий Шишанов на выставке Давида Якерсона в Музее истории ВНХУ. Фото: А1

 

Окончательно запустить механизм удалось в 1919 году: нашлось здание, записались ученики, директором Витебского народного художественного училища (ВНХУ) стал Марк Шагал. Весной того же года здесь появляется ещё один ученик Пэна – Лазарь Лисицкий, который к тому времени уже был увлечён идеями Казимира Малевича. С ведома Марка Шагала он приглашает в Витебск основоположника супрематизма.

 

– Может быть, Марк Шагал не очень хотел его видеть рядом с собой. Всё-таки двое великих под одной крышей... – говорит Валерий Шишанов. – Тем не менее, он пошёл на этот шаг, так как считал, что в школе должны быть представлены разные направления. На тот момент преподавали и Пэн, и Лисицкий, и сам Шагал. Направление Малевича как нельзя лучше дополняло программу обучения.

 

Витебская эпоха Казимира Малевича длилась почти три года.

 

«Утвердители нового искусства»

В конце 1919 г. витебский Комитет по борьбе с безработицей отмечал своё двухлетие. Его представители написали Марку Шагалу с просьбой помочь украсить их праздник. Письмо было передано Малевичу и Лисицкому. Именно они возглавили творческую бригаду. Так, 19–20 декабря в городе случился «первый малевичский штурм».


Украшенный город в честь двухлетия Комитета борьбы с безработицей, декабрь 1919 г. Фото: Музей истории ВНХУ


Многотысячная демонстрация через Кировский мост в центр города шла под супрематическими знамёнами. Рабочие говорили: «Мы не поняли, что это такое? Зачем эти круги, квадраты, треугольники, красные, чёрные, белые?..». Спустя некоторое время Малевич напишет: «Это первый акт демонстрации УНОВИСа, утвердителей нового искусства».

 

– Они говорили «уновись», то есть «обновись», – объясняет аббревиатуру Татьяна Котович, доктор искусствоведения, профессор. – Зимний период, когда город погружается в полутьму, – их время.

 

В Витебске у Малевича было три основных задачи: он внедрял свою систему образования, которая впоследствии легла в основу большинства программ художественных вузов СССР. Также Малевич хотел издавать собственные философские труды. И самое главное – создание художественной артели, которой и стал УНОВИС, с творческим комитетом, уставом и членскими взносами.

 

– УНОВИС для Малевича – идея, партия в искусстве, которая должна была, так скажем, захватить весь художественный мир, – говорит директор Витебского центра современного искусства Андрей Духовников. – Он считал, что супрематизм – это высшая точка. Всё – подходы к искусству, жизни, производству – должно строиться на началах супрематизма.


Здание Витебского народного художественного училища в 1920-е гг. Фото: Музей истории ВНХУ


Сегодня исследователи говорят о том, что витебский период оказался очень плодотворным для Малевича. Он отвлёкся от диспутов, московской суеты и успел сделать многое, хотя и тяжело болел.

 

«Меня поймут, когда вы уже состаритесь»

Так говорил Малевич своим ученикам, осознавая недоступность своих идей широким массам населения. Объявления о его открытых лекциях всегда сопровождались пометкой «не популярно». Однако он был абсолютно уверен в своих идеях.

 

– Поверьте, непросто рассказывать людям, что такое Малевич и супрематизм, как эта философская математика проявляется в настоящем времени, – говорит Татьяна Котович. – Понимаете, уновисты здесь создали проект глобальной сети. Без компьютера и технического инструмента они создали его на бумаге и холстах в своих реальных объектах. Супрематизм Малевича преломляется в двоичную систему, которая лежит в основе компьютерной реальности. Как это объяснить? Это можно только мыслить, фантазировать.


Доктор искусствоведения профессор Татьяна Котович. Фото: А1


Супрематисты – люди «полётные». Малевич писал: «Мы бросим землю, изъеденную шашнями, и поднимемся в стратосферу и космос», за которым он наблюдал через сконструированный собственными руками телескоп. «Витебский Коперник», как его называли, искал аналогию между движением форм в искусстве и движением планет в небе.

 

Создание нового, инновационная деятельность проходила в нищете, не метафорической – настоящей. Ученики говорили: «Трудно, Казимир Северинович! Кушать хочется, дом не отапливают…». Он сразу прекращал эти разговоры, заставлял жить поверх нищеты, полётно во всех смыслах этого слова.

 

– Христологическая личность, безусловно, – отмечает Татьяна Котович. – Гуру, мудрец, который дал в руки ремесло и научил работать. Поэтому его ученики за свою жизнь успели сделать действительно многое. Сейчас их работы очень дорогие.

 


Музей в историческом здании

В 2018 году был открыт Музей истории Витебского народного художественного училища. Аутентичное здание, в котором жили и работали всемирно известные художники, сохранилось чудом. Оно построено в 1914 году банкиром Израилем Вишняком для его семьи. Потом здесь была поликлиника, детский дом, контора… Музей истории ВНХУ – это рассказ о ярких и продуктивных годах, которые стали частью мирового искусства. Главный экспонат – сам дом.


Андрей Духовников в Музее истории ВНХУ. Фото: А1

 

– Мы постарались деликатно воссоздать то, что нам было понятно, – говорит Андрей Духовников. – Действовали на основе найденного плана от 1923 года. Сейчас здание восстановлено примерно на 90%.

 

В музее есть зал о жизни Витебска в начале ХХ века. Тогда здесь было чуть более 80 тысяч населения, половина из которых – евреи. В помещении установлена многофункциональная информационная тумба с инфокиосками, афишами и рекламой того времени. Отдельный зал посвящён созданию училища, показаны документальные кадры.

 

Здесь нет стендов, не так много видимой информации, зато много образов. Музейное пространство пропитано воздухом и атмосферой конкретного исторического периода.

 

– Очень легко убить ауру такого пульсирующего состояния, – объясняет директор учреждения Андрей Духовников. – Например, в зале Казимира Малевича стоит письменный стол и кресло – всё же в Витебске он в основном занимался исследовательской и философской деятельностью. А пустое пространство, которое вы здесь видите, – только на первый взгляд пустое. На самом деле, оно очень сложно структурировано, у помещения есть второй и третий слои. Сразу понять его практически невозможно.

 

Зал, посвящённый Марку Шагалу, по словам директора, находится в ожидании возвращения картин мастера. Сегодня в Витебске есть коллекция графики и литографий знаменитого уроженца, но ни одной живописной работы.

 

В музее также созданы мастерские других художников-уновистов, небольшой кинозал, выставочное пространство и помещение для воркшопов и мастер-классов.

 

По улице Марка Шагала

Небольшой отрезок Витебска, на котором находится Музей истории ВНХУ, сегодня называется улицей Марка Шагала. Сейчас она похожа на арт-пространство – некоторые здания украшены супрематическими работами.


На улице Марка Шагала (слева – здание Музея истории ВНХУ). Фото: А1


Ещё в 1992 году члены витебского творческого объединения «Квадрат» провели акцию «Стена Малевича». Они расписали здание бывшей казармы Ленкорановского полка по эскизу Малевича «Принцип росписи стены. Смерть обоям». Спустя 25 лет уличную коллекцию дополнили три работы, среди которых – «Супрематическая живопись. Летящий аэроплан». Выбор именно этой работы – принципиально важен: «Здесь, в Витебске, полётная, космическая тема была главной для Малевича и учеников. Если посмотреть более внимательно, вы увидите в этом роскошь движения квадрата, круга. Роскошь того, как это скрытое движение меняет форму, композицию и наш взгляд на это», – говорит искусствовед Татьяна Котович и добавляет:

 

– И в XXI веке на уровне исследователей, любителей и просто обывателей Малевич по-прежнему очень противоречивая фигура как философ, художник и математик. До сих пор «Чёрный квадрат» – это сложнейший философский труд и картина, которую нарисует любой. Остановите на улице человека и вы услышите…


«Супрематическая живопись. Летящий аэроплан» К. Малевича в Витебске. Фото: А1

 

Афиша

В честь столетнего юбилея УНОВИСа Центр белорусско-еврейского культурного наследия, Музей истории Витебского народного художественного училища (ВНХУ) и компания А1 реализуют проект #UNOVIS100 – масштабную программу мероприятий, связанных с историей первой школы супрематизма в мире.

 

15 февраля в Национальном художественном музее Республики Беларусь открывается первая в стране персональная выставка работ Лазаря Хидекеля – уроженца Витебска, ученика Марка Шагала и Казимира Малевича, одного из самых молодых основателей УНОВИСа.

 

А с 6 февраля специально к юбилею в Музее истории ВНХУ работает выставка Давида Якерсона – уроженца Витебска, руководителя скульптурной мастерской училища и видного деятеля УНОВИСа. В экспозиции «Давид Якерсон. #UNOVIS100» представлены эскизы для украшения Витебска к годовщине Октябрьской революции 1917 года, супрематические композиции, гипсовые макеты витебских памятников Карлу Марксу и Карлу Либкнехту 1920 года, карандашные наброски видов города того времени.

 

Также в рамках проекта #UNOVIS100 можно посмотреть документальный фильм «УНОВИС» режиссера Евгения Сетько, который снимали в Витебске. Картина доступна до конца 2020 года на видеосервисе VOKA.

 

 

Виктория Петкевич

 

 
在互联网上的程序
广播频率
 

FM发射器和频率:

布列斯特106.2兆赫

格罗德诺:95.7兆赫

斯维斯洛奇:104.4兆赫

杰拉纽讷:99.9兆赫

布拉斯拉夫:106.6兆赫

米亚德利:102.0兆赫



征文活动